Astana Inside cycling with Astana

Александр Винокуров: спортивная жизнь продолжается!

27 января генеральный менеджер «Астаны» Александр Винокуров вновь на старте. Триатлон, Дубай. Теперь можно сказать: очередные соревнования. О том, как сочетать спортивный образ жизни с работой на ответственном посту и о многом другом – в нашем интервью.

Какие главные мотивирующие факторы того, что Вы снова в седле – и в буквальном, и в фигуральном смысле? Оставаться в движении, поддерживать уровень здоровья и кондиции, получать эмоции, испытывать чувство победы над собой и прогрессировать, что-то еще?

Человек должен постоянно двигаться вперед. Искать новые мотивирующие факторы, ставить цель и добиваться ее – это естественная потребность. Большой спорт закончился, но это не повод все бросить, сесть в кресло в офисе и раздавать распоряжения гонщикам и персоналу команды. Была и остается та планка, которую надо постоянно поднимать. Мне необходимо побеждать – причем не других, главное – постоянно побеждать самого себя.

Был ли период в конце профессиональной велокарьеры, когда Вы какое-то время не тренировались совсем?

В первый год после прощания с большим спортом – да, захотелось отдохнуть от всего, потому что все долгие годы в профессионалах пауз практически не было, кроме коротких периодов в межсезонье или из-за травм. Но только в первый год.

Как удается сочетать нынешнюю деятельность с тренировками? Как строится тренировочная неделя, или особого планирования нет, только когда есть время и по самочувствию? Насколько задолго планируются старты, или решается в текущем режиме: есть время, подвернулся подходящий старт – надо ехать?

Когда ты занят серьезной работой, строить четкие тренировочные планы и, главное, потом их соблюдать – просто нереально. И это для бывшего профессионала, привычного к точному планированию, конечно, сложно –первое время так прямо беда. Так что главное в тренировочной стратегии – найти время, чтобы задействовать его под тренировку. Но когда есть большое желание, время находится. До работы, до 9 часов, вполне можно успеть пробежать десяток километров и порастягиваться. В Монако, где у нас офис команды, все довольно удобно – допустим, в обед можно успеть поплавать, утром пробежаться, вечером в зал сходить. Но строгого плана нет, в основном все по самочувствию.

Что касается соревнований, то ставится какая-то главная задача на весь сезон. В прошлом году цель была – сделать «половинку» - и мы сделали ее в Будапеште. Сочинский триатлон – эта была во многом импровизация, причем удачная: появилась возможность выступить в эстафете, и там мы заняли 3 место. Я отвечал за велосипедный отрезок, 180 км, давно я не ездил такую дистанцию, а тут еще на «рогатом» велосипеде с разделочной геометрией. В целом неплохо справился, проехал за 4.45. Пробежал несколько полумарафонов. Одно из главных событий – поднялись на Монблан, обещали Фабио Ару, что сделаем это, если он выиграет «Вуэльту», он выиграл позапрошлой осенью, и слово надо держать. Хотя, конечно, это был только дополнительный стимул и повод, а так мы уже давно планировали взойти на главную альпийскую вершину. Очень яркое впечатление, на всю жизнь, хотя и встряска ощутимая – было около 20 градусов мороза с ветром, и влияние высоты в таких условиях чувствовалось остро. Слегка некомфортно, прямо скажем, но делать половинку айронмена – тоже малокомфортное занятие (смеется). В 2017-м планируем «половинку» в Дубае, потом хотелось бы сделать уже и полный, но пока не ясно, где; цель серьезная, и ее надо как-то вписывать в плотный рабочий график. Плюс запланировано пробежать один-два полных марафона.

Питание, режим дня – следите ли за этим? Следуете ли советам спортивных диетологов? Трудно ли поддерживать вес? 

К диетологам за советами не обращаемся, но в этом и нет большой необходимости – в наследство от профессиональной карьеры остается правильная модель питания, а дальше уж каждый решает, стараться ее придерживаться – или отбросить и есть что попало. Дома следовать этой модели проще всего – жена, Светлана, помогает, многое готовит на пару, белое мясо, легкие супы. Никаких мантов, никакого бешпармака, никаких острых наваристых борщей (улыбается). Это помогает не только поддерживать вес в рамках, физические кондиции при подготовке к стартам, но и в повседневной жизни чувствуешь себя здоровее. И режим сна очень важен. В 23.00 отбой, в 6.50 подъем – все просто.

Количество перелетов и переездов у Вас сейчас, наверно, не меньше, чем в самые боевые годы в профессионалах. Насколько это влияет на самочувствие? Как боретесь с негативным влиянием переездов на режим?

Да уж, переездов точно меньше не стало. Но я с тех лет еще привычен, тренирован и в этом плане. Перелеты в пределах 6 часов переношу хорошо. Когда летали с детьми в отпуск в Нью-Йорк, было немного тяжелее, перепрыгнуть через 6 часовых поясов – все-таки ощущается. Но за два дня организм успевает перестроить биоритмы под местное время, никак ему дополнительно особенно не помогаю.

Какими секретами можете поделиться с работающими спортсменами – как им добиться своего максимума в условиях дефицита времени?

Главный секрет знает тот, кто знает, как найти время, когда оно в дефиците. И здесь трудно изобрести что-то новое. Во-первых, надо попытаться вставать пораньше. А главная мода сейчас – задействовать обеденный перерыв. Вместо обеда – энергетический напиток сначала, белковый потом, а между этими «приемами пищи» народ бегает, прыгает, в зал идет. Конечно, для бега время найти гораздо проще, чем для велосипеда, для велосипеда остаются, в основном, выходные. При этом – без ущерба для семьи, на сегодня ведь активный спорт – это для нас хобби, и обделять вниманием семью ради увлечения, я считаю, не годится.

Нынешняя методика тренировок? Выполняете ли интервальную работу, какую, работаете ли по ваттам и пульсу в тренировках и на соревнованиях?

Не могу похвастать, что методически все у меня как-то выстроено. Товарищи из России написали мне план по бегу, хороший план, но, чтобы его выполнять, надо бегать каждый день, а время не всегда находится. Так что все по самочувствию, даже по настроению. Сегодня побегал, завтра выкроил время – сел на велосипед, послезавтра – бассейн. Стараюсь чередовать виды активности. Ну а на соревнованиях, хорошо зная свой организм, просто стараюсь избегать красной зоны – вот, в общем и все.

Какие-нибудь нынешние приблизительные годовые цифры – километраж на велосипеде, самые длинные беговые и плавательные дистанции, преодоленные за один раз, примерное количество стартов?

Километраж небольшой, всего около 5 тысяч на велосипеде, из которых 180– на триатлоне в Сочи. Два полумарафона, плюс беговые отрезки половинок айронмена, лучший результат в чистом полумарафоне – порядка 1 ч 25 мин. Проплыл максимально длинный свой кусок в Будапеште, 2 км.

Какая из «невелосипедных» составляющих триатлона давалась труднее – плавание или бег? 

Плавание, конечно. Очень стрессовый вид. Стартуют все вместе, дерутся локтями, плывешь в толпе, проигрываешь минут 15, потом начинаешь отыгрываться. Бегаю регулярно всего год, в Будапеште в жаркую погоду беговой отрезок пробежал за час тридцать семь, в этом году надо попытаться улучшить время где-то до часа тридцати. Если брать результат триатлонной «половинки» в целом, то задача показать в этом сезоне около 4 ч 15 мин.

Какие еще виды спорта, помимо триатлона, привлекают Вас сейчас как активного спортсмена? Навскидку назову стайерский бег в чистом виде, альпинизм, горные лыжи – так? Есть ли что-то еще, что не назвал? Почему выбор пал именно на эти виды?

Это практически полный список, все верно. Еще маунтинбайк можно в него добавить. Прошлой осенью провели своеобразный тимбилдинг со спортивными директорами в Ливиньо – собрали несколько горных Vino, погоняли на них дня три по Альпам, поймали адреналин. Но вот что касается альпинизма – да, от восхождения на Монблан остались незабываемые впечатления, но не знаю, будет ли еще что-нибудь подобное в ближайшее время. Все-таки альпинизм – нечто особенное, это не хобби, для того, чтобы идти на большую высоту, нужно готовиться серьезно, а не между делом. А общий принцип выбора – наверное, иду туда, где есть скорость, гонки, драйв. Еще был опыт езды на автомобилях по гоночным трекам. Тоже очень понравилось. По барселонской трассе ездили на «Формуле-3» и на Ferrari. Вообще, с охотой принимаю участие в подобных мероприятиях. Но именно на гоночных треках, в шлемах, с тренерами. По улицам или автострадам я не гоняю.

Как велосипедист Вы периодически принимаете участие в благотворительных пробегах. А гонки? Возможно ли, что когда-нибудь мы увидим Винокурова на старте тяжелых и длинных гранфондо (например, Паоло Савольделли и Франческо Казагранде стартуют очень часто, и в этих гонках мучают себя и соперников всерьез)? Или в чистом шоссейном велоспорте Вы уже «нагонялись»?

Благотворительная деятельность – это необходимо и естественно. Мы стараемся активно участвовать в таких пробегах, в проведении аукционов, сборы от которых идут, например, на лечение тяжело больных детей. А что касается соревнований в чистом виде – да, наверное, на велосипеде я уже все-таки нагонялся, если стартовать в гранфондо по горам – то только для удовольствия; чтобы бороться за высокие места, надо в самом деле изрядно помучиться, а этот этап мы уже прошли в профессионалах. Я считаю, что я закончил карьеру вовремя, на победной олимпийской ноте, и чувствую, что в велоспорте реализовал все, что мог.

Пробовали ли тренировки в Zwift или соревнования онлайн на интерактивных станках с современным программным обеспечением?

Нет, как-то даже и не тянет. Все равно ведь никакой станок и никакая, даже самая совершенная, система для закрытых помещений не заменит мне воздуха, природы и живого общения. Это ведь для меня сейчас, еще раз повторю, не работа, главное – не напахаться как следует, а получить впечатления, положительные эмоции, полюбоваться пейзажами. У меня еще с профессиональных лет достаточно сложные взаимоотношения со станком, пару часов мог высидеть, максимум.

Обращаетесь ли за советами к профессиональным триатлетам? Статус олимпийского чемпиона – не мешает ли он общении, он же, все-таки, создает абсолютный авторитет?

Конечно, обращаюсь. У нас есть в Казахстане специалисты, которые пишут программы даже политикам, увлеченным этим видом. И тут ничего нет зазорного, наоборот – узнаешь новое, интересно. Поначалу было, например, вообще непонятно, как влезать в этот гидрокостюм, не говоря уже о том, чтобы быстро его снимать перед велосипедным этапом. Прохождение транзитных зон, техника плавания – много такого, чему приходилось учиться с самых азов, и каждый совет профессионала очень ценен. Максим Крят нам с Сергеем Яковлевым дал очень многое. Бег, плавание. Питание - в гонке и перед ней, а это ведь вообще особенно важный аспект.

Как относятся к Вашей нынешней активности те, с кем приходилось раньше выступать, что говорят? Есть ли такие, которые по-доброму завидуют, и сами бы не прочь, но им лень или не хватает мотивации? Есть ли единомышленники, которые тоже работают в менеджменте других команд и сами поддерживают хорошую форму?

Если давно не виделись, и они не знают, что я тренируюсь – удивляются, что по-прежнему в хорошей форме. Но многие знают и не ограничиваются тем, чтобы просто завидовать белой завистью. Почти весь менеджмент и персонал «Астаны», посмотришь – кто-то бегает, кто-то крутит педали, двигаться теперь стараются все, и это отличный, правильный образ жизни. Даже на самых больших гонках все чаще видишь такое, и во многих командах коллеги, как говорится, пришли в движение. Мы с Дмитрием Фофоновым на «Тур де Франс» старались после этапов пробегать около 10 км, очень помогало сбрасывать нервное напряжение.

Как относитесь к так называемому «профессиональному любительству» - когда люди после 35 начинают тренироваться все свободное время, с большими объемами, и максимальный результат становится главной целью жизни, отодвигая все остальные?

Ну, тут главное, как относятся к этому их жены. Если, тем более, эти ребята и раньше серьезно занимались, а теперь их опять дома не дождешься – это тяжело. По крайней мере так – когда я дома, стараюсь проводить больше времени с семьей. Если в отъездах, на сборах с командой – там можно и побольше потренироваться. Но все равно это очень далеко от профессиональной спортивной жизни.

Многие отмечали, что Вы никогда не смотрите сверху вниз на тех, кто занимается спортом на любительском уровне, у кого никогда не было заметных достижений. Когда выезжаете на тренировку с группой твоих поклонников, многие из которых лично толком даже не знакомы, чего в этом больше – социальной миссии или возможности получить удовольствие от общения? 

Ну да, у нас периодически случаются групповые выезды, постоянно видишь новые лица, здороваешься с людьми, относишься к ним с уважением – а как иначе? Я слышал, тем не менее, что некоторые считают меня человеком холодным, с этаким отстраненным взглядом – но это только те, кто меня практически не знает. Наверное, я все-таки довольно добрый (улыбается). Мне всегда нравится общаться с разными людьми, независимо от того, крупный ли это политик, бизнесмен или, как говорят, «обычный человек».

Когда генеральный менеджер команды остается активным спортсменом – помогает ли это в общении с подчиненными? Делает ли это его ближе к команде, дает ли возможность лучше понимать то, чем живут спортсмены и представители штата?

Однозначно да. Это помогает еще больше укрепить взаимное уважение, сплоченность и доверие в нашей команде, а она всегда была командой-семьей. Это касается и штата, и, в особенности, гонщиков. Вот, например, недавно в Кальпе я проехал вместе с ребятами пару тренировок. Это полезно не только тем, что они чувствуют тебя человеком из своей «обоймы». Много раз замечал, что в процессе тренировки можно решить и какие-то «производственные вопросы», причем более эффективно, чем когда сидишь со спортсменом в офисе по разные столоны стола. Можно что-то и подсказать, показать, особенно для молодых наших спортсменов это важно. И ты сам никогда не будешь пытаться душить гонщика, требуя от него невозможного и уничтожая за любую неудачу. Если ты с ними крутишь педали, ты никогда не забудешь, какой это тяжелый кусок хлеба – велоспорт. 

Facebook VK Twitter Google Pinterest Email Print

Sponsor

Partners